Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Уроки вождения для начинающих. [25]
Тут есть 27 уроков,которые я нашёл в просторах интернета.Автор неизвестен,похоже взято из какой то книги.
Устройство мотоцикла. [26]
Тут вы наконец то узнаете,из чего же состоит эта аццкая колесница.:)
Разные статьи [3]
Разные статьи для начинающих мотоциклистов
Поиск
Мини-чат
100
Понедельник, 01.03.2021, 12:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Мой Байк
Главная » Статьи » Газета начинающего мотоциклиста. » Устройство мотоцикла.

Электрооборудование мотоцикла

Электрические схемы некоторых современных мотоциклов настолько сложны, что разобраться в них может далеко не каждый специалист. Уходит в прошлое то время, когда хитроумные водители оживляли моторы автомобилей, заменяя, скажем, вкладыши коленчатого вала кусками кожаного ремня, а пробитый конденсатор — лягушачьей лапкой.
Мне приходилось беседовать с шоферами-фронтовиками. Один из них рассказывал, что на его «полуторке» осколком разбило карбюратор. Тогда этот шофер накрыл остатки карбюратора тряпкой и посадил на крыло напарника, который из чайника лил бензин на тряпку: бензин испарялся, и этого было достаточно, чтобы автомобиль смог двигаться. Повторяю ~ это было, но безвозвратно прошло. Техника становится все сложнее и хитроумнее. И надежнее. Все меньше она требует вмешательства водителя. Кроме того, современная техника не терпит неквалифицированного вмешательства. Особенно в такой действительно тонкой и сложной сфере, как электрика и электроника. Но мотоциклисты часто оказываются оторванными от крупных городов с сервисными центрами. А потому каждый уважающий себя мотоциклист должен хотя бы иметь представление о принципах построения электрических схем, о взаимосвязях в этих схемах, о простейших методах диагностирования неисправностей. Понять все это совсем не сложно. В наших рассуждениях мы не станем углубляться в тему дальше базовых школьных знаний. Так что же такое электрооборудование мотоцикла? Это всего-навсего совокупность источников электрической энергии и ее потребителей, а также вспомогательных устройств. Источники энергии — это устройства, вырабатывающие электрический ток. Как правило, при этом происходит преобразование в электрическую других видов энергии: механической или химической. Потребителями условимся считать те приборы и устройства, которые не могут выполнять свои функции, если через них не протекает ток.
Например, звуковой сигнал не может издавать звук, если его не включить в сеть с нужным напряжением; электрическая лампочка тоже не горит, если к ней не подведен ток, и т.д. Ко вспомогательным устройствам отнесем все то, что соединяет в единую схему источники тока и потребители: провода, соединительные колодки, переключатели, кнопки, фонари и т.п. В качестве источников тока на мотоциклах используют генераторы (основные источники) и аккумуляторные батареи (вспомогательные источники). Первые связаны с двигателем и работают лишь тогда, когда вращается коленчатый вал, причем с частотой, достаточной для вырабатывания нужного напряжения. Вторые удовлетворяют все потребности в электроэнергии на стоянке или при пуске двигателя: они могут также периодически подключаться в тех случаях, когда генератор вырабатывает меньше энергии, чем нужно для питания всех включенных потребителей.
 
 Мотоциклетного генератора

Генераторы на мотоцикле — это электрические машины, вырабатывающие ток. В основу работы генератора положен принцип электромагнитной индукции. Он заключается в том, что в проводнике, пересекающем магнитные силовые линии, возникает электродвижущая сила (ЭДС). Если проводник изогнуть в виде рамки, замкнуть ее концы на какой-то потребитель и вращать рамку между полюсами постоянного магнита, то в рамке появится ток, направление которого, как Вы помните из школьного курса физики, определяется по правилу левой руки. Когда виток рамки пересекает зону наибольшей плотности магнитных силовых линий, ток в нем (витке) максимальный. Это соответствует горизонтальному положению рамки (если полюса магнита горизонтальны). При вертикальном положении рамки ток равен нулю. Затем он меняет направление на противоположное и снова нарастает до максимума. Потом падает до нуля, меняет направление. Это изменение происходит дважды за один оборот. Такой ток называется переменным. Присоединив концы рамки к вращающимся кольцам и снимая с колец ток при помощи контактов (щеток), мы получим простейший генератор переменного тока, в котором для достижения нужной мощности лишь увеличить количество рамок (витков). Чтобы ток все время протекал в одном направлении, применяют специальное токосъемное устройство, в котором концы витка присоединены к двум изолированным полукольцам. Это устройство называется коллектором, с него ток снимается графитовыми подпружиненными контактами — щетками.
Понятно, что величина тока и его напряжение будут зависеть от интенсивности магнитного силового поля, числа витков и частоты их вращения. Все это реализовано в конструкции мотоциклетного генератора. Для усиления магнитного поля используются электромагниты. Вместо одной рамки применяется устройство, состоящее из многих секций, в каждой из которых уложено несколько витков. Это устройство называется ротором или якорем. А необходимая скорость вращения обеспечивается тем, что ротор приводится либо непосредственно от коленчатого вала, либо с помощью какого-нибудь привода. На отечественных двухтактных мотоциклах ротор генератора крепится чаще всего на правой полуоси коленчатого вала и вращается вместе с ним.
На четырехтактном «Урале» генератор располагается в проточке картера, и его щестерня входит в зацепление зубчатым венцом маховика. Рассматривать конструкцию какого-то генератора, даже самого простого, видимо, не имеет смысла прибор этот, с одной стороны, достаточно сложен и требует квалифицированного подхода, а с другой стороны: он очень надежен и выходит из строя крайне редко.
Самая уязвимая часть любого генератора мотоцикла — токосъемные щетки. Они, естественно, со временем изнашиваются и требуют замены. На некоторых генераторах это делается легко — просто заменяется щеточный узел, собранный в отдельном корпусе, либо меняется отдельно каждая щетка. На других поводки щеток припаяны. В этом случае для их замены генератор необходимо демонтировать. Поскольку большинство генераторов вырабатывает переменный ток, а для работы потребителей нужен постоянный, то в схему включают выпрямительный блок (диодный мост), состоящий иа серии мощных диодов. В случае больших перегрузок диодные мосты также иногда выходят из строя. Впрочем, это случается нечасто. Долгие годы на мотоциклах применялись генераторы, вырабатывавшие напряжение 6 В. Однако по мере роста числа потребителей и их мощности все больше сказывался «дефицит электричества». И потому примерно с конца 60-х годов наметился явный переход на 12-вольтовую систему электрооборудования, которая позволяет существенно повысить энерговооруженность мотоцикла при тех же габаритах генераторов. В отечественной практике первенцем в этом направлении стад мотоцикл ИЖ-«Планета-Спорт», созданный в 1974 году Его трех-фазный 100-ваттный генератор переменного тока с напряжением 12 В имел встроенный выпрямитель и работал в паре с аккумуляторной батареей. Вскоре такую же схему стал применять на своих мотоциклах и Ирбитский завод. Все генераторы переменного тока имеют одну не очень приятную особенность. Для запуска двигателя мотоцикла и создания в генераторе достаточно мощного магнитного поля необходим посторонний источник тока: от него питаются обмотки возбуждения генератора в начальный период. И только после того как частота вращения ротора приблизится примерно к 2000 об/мин, генератор становится вполне самодостаточным. Таким дополнительным источником тока является аккумуляторная батарея (АКБ).
Справедливости ради надо отметить, что с появлением достаточно мощных постоянных магнитов оказалось возможным создание генераторов нового поколения, способных обеспечить запуск двигателя и без АКБ. Такие генераторы, в частности, используются на мотоциклах ИЖ П5-01. Конструктивно этот генератор выполнен совсем иначе. Если у его предшественников ротор с секциями витков помещался внутри статора, закрепленного на правой половине картера, то у генератора 7.107-3701 (такое он имеет обозначение) все обмотки находятся на статоре, закрепленном на крышке генератора. А ротор, выполненный в виде полого маховика, закрепленного на правой полуоси коленчатого вала, охватывает статор снаружи. Статор имеет две обмотки: зарядную и силовую. Зарядная подключена непосредственно к коммутатору. Она служит для питания системы зажигания. Силовая же через выпрямитель-регулятор обеспечивает питание приборов освещения, сигнализации и зарядку батареи. Таким образом, для системы зажигания используется переменный ток, для остальных потребителей — постоянный. Генератор этот интересен еще и тем, что не имеет щеток и других скользящих контактов — а потому чрезвычайно надежен и долговечен. В эксплуатации остается только следить за состоянием изоляции проводов и надежностью крепежа. В изложенном выше разделе Вы заметили, конечно, несколько новых названий: коммутатор, выпрямитель-регулятор, система зажигания. Каждое из них будет пояснено чуть позже. А пока мы вернемся ко второму по важности (или первому?) элементу электрооборудования — аккумуляторной батарее мотоцикла.
Категория: Устройство мотоцикла. | Добавил: Sobako (09.09.2010)
Просмотров: 2145 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright КОШАК © 2021