Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Уроки вождения для начинающих. [25]
Тут есть 27 уроков,которые я нашёл в просторах интернета.Автор неизвестен,похоже взято из какой то книги.
Устройство мотоцикла. [26]
Тут вы наконец то узнаете,из чего же состоит эта аццкая колесница.:)
Разные статьи [3]
Разные статьи для начинающих мотоциклистов
Поиск
Мини-чат
100
Понедельник, 01.03.2021, 12:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Мой Байк
Главная » Статьи » Газета начинающего мотоциклиста. » Устройство мотоцикла.

Коробка передач и трансмиссия мотоцикла.

Даже начинающий мотоциклист понимает, что прежде чем поехать, надо запустить двигатель мотоцикла. А это значит, что коленчатый вал начинает вращаться, когда колеса еще неподвижны. И наоборот: чтобы остановить движущийся мотоцикл, совсем не обязательно глушить мотор. Также совершенно очевидно, что прямая связь коленчатого вала с колесом невозможна: слишком велика разница в частоте вращения. Значит, должны существовать устройства, соединяющие двигатель и колесо изменяющейся связью, обеспечивающие их плавное, без рывков и ударов соединение и разъединение, а также изменение передаточного отношения. Система таких устройств действительно существует и называется трансмиссией или силовой передачей. На мотоциклах применяются разные типы силовых передач. Наиболее распространена цепная передача. Она состоит в классическом варианте из моторной (передней) передачи, сцепления, коробки передач и главной (задней) передачи. Примеров мотоциклов с цепной передачей не счесть. Достаточно сказать, что ею снабжены все отечественные мотоциклы, кроме «Урала». И, наверное, процентов 70, а то и все 80 зарубежных мотоциклов. Классическая карданная передача) состоит из сцепления, коробки передач, карданной передачи и главной передачи. Передача мотоцикла «Урал», точно такая же установлена на все мотоциклы BMW (кроме модели F650, где используется цепь), Kawasaki VN1500 Sumo, Suzuki VS400 и его варианты,Yamaha XV Virago с модификациями и ряд других моделей. Однако надо сразу отметить, что осторожно употребленные нами выражения «в классическом варианте» и «классическая» не случайны. Еще не так давно казалось аксиомой, что цепная передача — удел легких и средних мотоциклов. Но как только рабочий объем двигателя мотоцикла переваливает за 600 «кубиков» — тут властвует кардан. Сегодня такое деление кажется уже невероятно устаревшим.
Как и вообще само деление на какие-то типы — все перемешалось в мотоциклетном мире. И наш отечественный мотоцикл ИЖ-«Планета-Спорт» еще в 1974 году внес свою долю неразберихи. Потому что его задняя передача оставалась цепной, типичной для мотоциклов средней кубатуры. Но моторная для уменьшения длины двигателя была сделана шестеренной: одна шестерня с косыми зубьями сидела на левой шейке коленчатого вала и входила в зацепление с другой, одновременно служившей ведущим барабаном сцепления. Интересно отметить, что из-за такой конструкции пришлось изменить направление вращения коленчатого вала на противоположное. А на мотороллере «Вятка», о котором коекто еще помнит, задней передачи вообще не было, поскольку двигатель находился под седлом водителя, а заднее колесо крепилось непосредственно на вторичном валу коробки передач. Такая схема применяется на скутерах и до сих пор. Особняком в мотоциклетном мире стоит и так называемая клиноременная передача, или вариатор. В этом случае коробки передач нет вообще. Ее роль выполняет особый хитроумный механизм, где два шкива, из которых по крайней мере один раздвижной, соединены ремнем трапецеидального сечения. С изменением числа оборотов двигателя грузики воздействуют на подвижную часть раздвижного шкива и либо приближают ее к неподвижной части, либо отдаляют, при этом ремень переходит на больший или меньший диаметр, и передаточное число плавно, бесступёнчато увеличивается или уменьшается. Такие трансмиссии применяются на снегоходах и многих четырехколесных мотоциклах. Наконец, надо отметить и такой факт в задней передаче место цепи все чаще занимает, зубчатый ремень. Вначале он успешно прижился на мопедах и легких мотоциклах. Но уже с середины 90-х годов «Harley», знаменитая фирма, гордящаяся своими традициями, стала оснащать свои мотоциклы этим приводом. Причем — поголовно, совсем отказавшись от цепи. И это при том, что на мотоциклах стоят очень серьезные моторы объемом до 1400 см. А еще в последние годы появилось очень много скутеров с электрическими двигателями, где понятие трансмиссии вовсе исчезает. Ну, а что сулит нам день завтрашний — одному Богу известно. Подробно рассмотреть все виды трансмиссий в рамках этой статьи мы не сможем. А потому ограничимся самой распространенной на сегодня цепной передачей. Передняя (моторная) передача передает крутящий момент от ко-ленчатого вала двигателя на сцепление при одновременном первичном изменении передаточного отношения. Как правило, у двухтактных двигателей моторная передача, сцепление и коробка передач находятся в общем картере и имеют общий объем масла. Это, конечно же, увеличивает срок службы моторной цепи передача состоит из моторной ведущей звездочки, установленной чаще всего на левой полуоси коленчатого вала, цепи, ведомой звездочки, роль которой выполняет ведущий барабан сцепления. Не удивляйтесь, что одна и та же деталь названа и ведомой и ведущей: звездочка для моторной передачи является ведомой, а барабан сцепления, на наружном венце которого звездочка отфрезерована, является ведущим в сцеплении. На полуоси звездочка 4 зафиксирована шпонкой и болтом со стопорной шайбой. Звездочка свободно вращается на конце первичного вала коробки передач. Число зубьев большой звездочки в 2-3 раза превышает число зубьев малой, поэтому большая делает в 2-3 раза меньше оборотов и во столько же раз повышается на ней крутящий момент. У четырехтактных мотоциклов с продольно расположенным двигателем — то есть таким, у которого коленчатый вал расположен продольно относительно оси мотоцикла — передней передачи нет. Задний конец коленчатого вала выступает из картера, и на нем непосредственно закреплен маховик, по совместительству исполняющий и роль ведущего диска сцепления. Если же двигатель располагается поперечно, что встречается, пожалуй, даже чаще, то приходится использовать шестеренные передачи. Или закреплять ведущий барабан сцепления непосредственно на конце коленчатого вала. Сцепление предназначено для соединения работающего двигателя с силовой передачей и кратковременного отсоединения от нее; плавного трогания с места и мягкого, безударного соединения шестерен в коробке передач. Конструкция сцепления и место его расположения в значительной мере зависят от общей компоновки мотоцикла, его назначения и передаваемого крутящего момента. Так — мы об этом уже говорили — на «четырехтактниках» с продольным расположением коленчатого вала удобно использовать сухое сцепление автомобильного типа, размещенное в маховике. В работе сцепления используется принцип трения, возникающего между двумя поверхностями, прижатыми друг к другу. Если одну поверхность, один вращающийся диск лищь слегка прижать к другому, то и другой начнет вращаться, но с меньшей частотой, с пробуксовкой. При увеличении усилия, с которым сжимаются диски, увеличиваются силы трения, уменьшается пробуксовка. Поскольку силы трения зависят не только от усилия, но еще и от материалов дисков и площади, конструкции сцепления бывают очень разными. В простейшем варианте сцепление состоит из двух ведущих дисков и соединенных с маховиком, и одного ведомого диска, установленного на первичном валу коробки передач. Диск, скрепленный с маховиком винтами, называется опорным. Диск, на который постоянно давят пружины, может перемещаться в осевом направлении на шести пальцах, закрепленных в маховике. Диск называют нажимным. Оба ведущих диска стальные, массивные.
Ведомый диск сделан из тонкой листовой стали, и на него с обеих сторон наклепаны или наклеены кольцевые фрикционные накладки из особого материала, обладающего высоким коэффициентом трения. В центре диска закреплена ступица со шлицами, благодаря которым диск может перемещаться вдоль первичного вала коробки переда.
Нормальное состояние сцепления — постоянно включенное: диск усилием пружин прижимает ведомый диск к опорному диску. Чтобы выключить сцепление, надо нейтрализовать действие пружин, отжать их. В этом случае диски разъединятся, передача крутящего момента прекратится. Эту задачу выполняет механизм выключения сцепления. Он обычно состоит из рычага на левой ручке руля мотоцикла, троса в оболочке, рычага и штока. Усилие выключения зависит от длины рычага на руле и соотношения плеч рычага. Обычно оно составляет от 3 до 15 кГс. На мотоциклах с двухтактным двигателем чаще всего используется сцепление, работающее в масляной ванне, в связи с чем число соприкасающихся поверхностей многократно увеличивается. Такое типичное сцепление можно рассмотреть на примере мотоцикла ИЖ. Ведущий барабан здесь сидит на первичном валу коробки передач (закреплен гайкой) и может свободно на нем вращаться. На внутренней поверхности барабана имеется несколько продольно проточенных канавок, в них входят выступы ведущих дисков сцепления. Ведомый барабан жестко сидит на шлицах первичного вала КПП и может вращаться только вместе с валом. На наружной поверхности барабана имеются продольные проточки, в которые входят зубья ведомых дисков. А в донышко барабана запрессованы шпильки. В центре первичного вала по оси сделано сверление, сквозь которое проходит шток выключения сцепления. Первым на шлицы ведомого барабана надевается толстый стальной опорный диск. Затем — тонкий фрикционный диск, входящий усиками в зацепление с проточками в ведущем барабане. И далее через один набирается таким же образом весь пакет дисков: ведомые чередуются с ведущими. Последним устанавливается стальной ведомый диск, в сверление первичного вала вставляются шарик и грибок, и весь пакет закрывается нажимным диском. В отверстия дисков вставляются опорные стаканчики с пружинами. Гайки навинчиваются на шпильки и создают необходимое усилие, сжимающее диски. Механизм выключения сцепления принципиально ничем не отличается от описанного выше. Усилие от рычага на руле через трос, червяк или разноплечий рычаг передается на шток внутри первичного вала, шарик и грибок на нажимной диск. Диск отодвигается, преодолевая усилие пружин, и сцепление выключается. При этом нужно учесть, что для полного выключения сцепления достаточно лишь слегка отодвинуть диски один от другого, буквально на 0,1—0,3 мм в случае масляного многодискового сцепления и на 0,5—1,0 мм в случае сухого сцепления. Чтобы раздвинуть диски на такое расстояние, не нужен большой ход штока и грибка. А поскольку передаточное отношение привода обычно принимается равным, то полный ход рычага на руле, как раз и обеспечивает нужные кинематику и усилие. Если ведущие диски обычно целиком стальные, то ведомые делаются либо из специальной пластмассы, обладающей и в масле высоким коэффициентом трения, либо они стальные с наклеенными или запрессованными пробковыми элементами. Пробка, конечно, материал дорогой — на сцепление идет только натуральная цельная пробка, — но использование ее полностью оправдано, поскольку повышается качество работы сцепления и его долговечность.
Категория: Устройство мотоцикла. | Добавил: Sobako (09.09.2010)
Просмотров: 6393 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 2
0
2 Олег   [Материал]
Здравствуйте подскажите почему постоянно срывает шпонку на маховике на мотоцикле Урал

0
1 артур   [Материал]
Помогите пожалуйста!Кто сталкивался с проблемой полного отсутствия сцепления.Такое ощущение,что его просто не существует,т.к применял все необходимые регулировки,менял два комплекта корзины сцепления,переберал коробку передач,все в порядке,происходит полный выжим дисков сцепления,но реакции никакой,что делать незнаю...Все было в порядке работало на УРА,но после того как при развороте у меня порвало цепь ведущую,не та которая на корзине сцепления.Вобщем после того как я поставаил цепь на место,пропало сцепление(((.Все мои попытки его вернуть не привели не к чему,все работает:шток ходит,диски выжимаются,добавлял шарик,закручивал до конца диски,а его вообще как и не было.К то сталкивался,прошу помогите советом,на электронку пожалуйста,заранее очень благодарен.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright КОШАК © 2021