Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Уроки вождения для начинающих. [25]
Тут есть 27 уроков,которые я нашёл в просторах интернета.Автор неизвестен,похоже взято из какой то книги.
Устройство мотоцикла. [26]
Тут вы наконец то узнаете,из чего же состоит эта аццкая колесница.:)
Разные статьи [3]
Разные статьи для начинающих мотоциклистов
Поиск
Мини-чат
100
Пятница, 26.04.2024, 02:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Мой Байк
Главная » Статьи » Газета начинающего мотоциклиста. » Устройство мотоцикла.

Коробка переключения передачь
Механизм переключения передач мотоцикла

Переключение передач обычно осуществляется педалью, расположенной под левой ногой мотоциклиста. Хотя могут встретиться варианты включения передач вращающейся рукояткой руля или рычагом на бензобаке, или педалью с правой стороны. Наиболее распространенный алгоритм — первая передача вниз, остальные вверх. Но эти общие правила вовсе не мешают некоторым фирмам применять собственные схемы — просто рассматривать их не имеет смысла как раз в силу исключительности.
Педаль переключения передачь обычно крепится прямо на валу, который связан с механизмом переключения. Если же мотоцикл устроен таким образом, что посадка мотоциклиста не позволяет нормально дотянуться до такой педали — приходится применять систему тяг. Например, на «чопперах», где ноги вытянуты вперед, педаль переключения тоже вынесена к переднему подкосу рамы, а на мотоциклах с «лежачей» посадкой применяются иные решения.
Наибольшее распространение в механизмах переключения получил принцип копирных валов или дисков. Он состоит в том, что в коробку передач встраивается вал или диск, в котором сделаны фигурные пазы. В эти пазы входят поводки вилок шестерен-кареток, имеющих возможность скользить по шлицам своих валов, передвигаться влево или вправо.
В качестве примера можно рассмотреть механизм переключения передач мотоцикла ММВЗ — минского мотоцикла (рис. 48). Работает он следующим образом.
Когда водитель нажимает педаль 3 вниз до упора для включения 1-й передачи, вал переключения поворачивается и на какой-то угол поворачивает корпус собачек, закрепленный на правом конце вала. При этом верхняя собачка 19 упирается в зуб копирного диска 20 и поворачивает его. В диске профрезерованы фигурные пазы 11, в которые входят поводки вилок 12 и 13, сидящих на оси 17. При повороте диска поводки скользят в пазах и перемещают вилки переключения, которые, в свою очередь, сдвигают шестерни-каретки. В нашем варианте сдвигается шестерня-каретка включения 1—3 передач.
После того как передача включена, водитель отпускает педаль, и при включении высших передач на диск 20 воздействует нижняя собачка.
 
 
Рис. 48. Механизм переключения передач мотоцикла ММВЗ:
1 — болт крепления педали; 2 — резиновая муфта; 3 — педаль переключения передач; 4 — упоры основания; 5 — картер; 6 — подвижная шестерня пер­вичного вала; 7 — упор корпуса собачек; 8 — ось диска; 9 — фиксатор; 10 — лунка под шарик фиксатора в диске; 11 — паз вилки I—III передач; 12 — вилка переключения 1-IIIпередач; 13 — вилка переключения II~IV передач; 14 — паз вилки II—IVпередач; 15 — первичный вал; 16 — промежу­точный вал; 17— ось вилок; 18— выступы диска; 19— собачки; 20— диск переключения передач; 21 — штифт собачки; 22 — корпус собачек; 23 — колпачок пружины; 24 — возвратная пружина; 25 — винт крепкния основа­ния; 26 — бобышка картера она возвращается в исходное положение под действием возвратной пружины 24, которая всегда стремится удержать вал и педаль в среднем положении.
Чтобы передачи произвольно не выключались (или не включались) при тряске на дороге, предусмотрен фиксатор 9: на торце диска 20 сделаны лунки 10, в которые входит подпружиненный шарик. Такая же лунка соответствует фиксированному «нейтральному» по­ложению вала и диска, при котором все передачи выключены.
Поскольку каждое переключение передач сопровождается непременным кратковременным выключением и включением сцепления, на многих мотоциклах эти функции совмещены за счет введения в конструкцию несложного полуавтомата.
Так, на мотоциклах ИЖ-«Юпитер» на конце вала переключения, выходящем из правой половины картера, закреплен фигурный кулачок, в выемку которого в нейтральном положении входит ролик, сидящий на длинном конце двуплечего рычага. Когда вал переключения поворачивается, вместе с ним на какой-то угол поворачивается и кулачок и своим выступом нажимает на ролик. Двуплечий рычаг поворачивается на оси и вторым концом утапливает шток и через шарик и грибок отжимает нажимной диск, выключая сцепление. Включается оно в обратном порядке, как только педаль переключения передач возвращается в нейтральное положение. Это простое устройство значительно облегчает работу водителя и продлевает срок жизни троса сцепления.
 
Задняя (главная) передача мотоцикла

Наиболее простой ее вариант — цепная передача мотоцикла. Она состоит из малой звездочки, установленной на наружном конце вторичного вала коробки передач мотоцикла, цепи и большой звездочки, закрепленной на элементе задней подвески. Если ветви цепи ничем не закрыты — передача называется открытой.
 
 

Она удобна тем, что облегчается контроль за состоянием цепи, а потому используется на мотоциклах спортивного и полуспортивного назначения. Но открытая цепь работает в очень трудных условиях и быстро изнашивается. Поэтому ее часто закрывают резиновыми или металлическими чехлами, а в чехлы набивают смазку. В этом случае цепную передачу называют закрытой. Срок службы цепи при этом увеличивается в несколько раз.
Впрочем, очень многое зависит от того, как устроена цепь. На современных мотоциклах используются особые цепи, способные исправно служить в любых условиях и практически не нуждающиеся в уходе, а потому нет необходимости закрывать их. Но об этом мы поговорим подробнее чуть ниже.
Если посмотреть на заднюю передачу современного ИЖа, можно увидеть, что внутренняя часть корпуса кожуха одновременно служит щитом, на котором смонтированы тормозные колодки заднего (ножного) тормоза. Большая звездочка имеет ступицу со шлицами, посредством которых она соединяется со ступицей колеса.
На некоторых мотоциклах вместо шлицев используют резиновые вкладыши или соединение типа «палец — втулка», что смягчает удары и рывки трансмиссии.
Задняя передача — это последний рубеж, на котором мы можем еще раз увеличить передаточное отношение и, соответственно, крутящий момент. Конечно, грех этим не воспользоваться. И если на дорожном мотоцикле, том же ИЖе, передаточное отношение задней передачи может колебаться от 2,3 до 3 за счет изменения малой ведущей звездочки, то посмотрите на кроссовые мотоциклы — их задние звездочки иногда по диаметру приближаются к ободу ко­леса. Потому то эти мотоциклы с легкостью горных козлов штурмуют любые склоны.
Категория: Устройство мотоцикла. | Добавил: Sobako (09.09.2010)
Просмотров: 3734 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright КОШАК © 2024